Использование средств театрализованнойдеятельности в работе с дошкольниками

Использование средств театрализованнойдеятельности в работе с дошкольниками

«Актуальность  театрализованной  деятельности в развитии детей дошкольного возраста».

В современном  обществе повысился социальный престиж  интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания. Научить их  читать,  писать  и  считать, а  на  способность    чувствовать, думать  и творить, уделяется  мало  внимания.  Педагогическая  установка  в  первую очередь  на развитие мышления  превращает эмоционально –духовную сущность ребенка во  вторичную  ценность.  Современные  дети    знают гораздо  больше,  чем  их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические  задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются , возмущаются и сопереживают, все  чаще они  проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в  последнее время дети увлечены компьютерами и другими новомодными   игрушками,   которыми   родители   стараются   заменить сверстников, ограждая ребенка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим  взрослые стараются заполнить  отсутствие детского сообщества, помощи и  участия,  взрослых  в  развитии  ребенка,  без  этого  невозможно  полноценное психическое и социально –эмоциональное  развитие личности.

Существует  и  другая    важная  проблема,  волнующая  педагогов  и психологов.  По  данным    Н.В.  Самошкиной,  в  период  психологической адаптации  ребенка    к  школе,  у  67-69%  детей  возникают  страхи,  срывы, заторможенность,  суетливость.  У  детей,  которые  как говорят  психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного  поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального  раскрепощения ребенка, снятие зажатости  обучения, чувствованию  и  художественному  воображению –это путь через игру, фантазированию, сочинительству.Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Значение  театрализованной  деятельности    в  развитии  ребенка  трудно переоценить,  поскольку    театральное  искусство  занимает  особое положение среди   других видов   искусств   по   возможности   непосредственного  эмоционального    воздействия    на  человека.  Многие виды  искусства предоставляют  уже  готовые  результаты,  продукты  творческой    деятельности  авторов, а театр  предлагает  участвовать  всамом творческом  процессе, быть «сотворцом» (К.С.Станиславский).в театре  возникает так называемый эффект  присутствия,  все    происходит    здесь  и сейчас,  в  пространстве  и  времени, являющимися  координаторами  жизни,  поэтому  театр  является  «живым искусством», понятным многим, дажедетям, и может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности  (Т.Н.  Дороновой,  А.И.  Бурениной,  Н.Ф.  Сорокиной,  Л.Г. Миланович,  Э.Г. Чурилловой,  М.Д. Маханевой  и  др.),    театрализованная деятельность позволяет решать  многие  педагогические   задачи, в особенности речевого,  интеллектуального    и  художественно –эстетического  развития    и воспитания  детей; она является неисчерпаемым  источником развития  эмоций и  чувств,  средством  приобщения  ребенка  к  духовным  ценностям,  выполняет психотерапевтическую функцию.

В  настоящее  время  учеными  рассмотрены  особенности  организации театрализованной  деятельности  детей  в  дошкольном  возрасте,  определены содержание  и задачи работы в разных  возрастных группах  (Н.Ф. Сорокина и Л,Г. Миланович, Э.Г. Чурилова),  выделены основные  принципы организации театрализованной  деятельности (А.И. Буренина), предложена методика работы (Т.Н.  Дронова,  Э.Г. Сурилова),  выявлены особенности    поведения театрализованных занятий ( Л.В. Куцакова,  С.И.Мерзлякова, М.Д. Маханева), разработаны  пособия, сценарии, конспекты занятий.  Можно  утверждать. Что имеется    достаточный  для    систематизации    объём  знаний,  материалов  в области детской  театрализованной деятельности.Театрализованная деятельность  не  входит  в  систему  организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют ее  в работе  в  основном  для  развития    творческого  потенциала  детей  и  чаще  как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни –достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того,  чтобы сделать жизнь детей в группе  увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю  чаще всего заключается  в разучивании ролей  с многократным повторением текста детьми.  А некоторыми  педагогами игра –драматизация и вовсе  отдается на откуп детям.Сегодня  дошкольная  педагогика  ищет  пути  развития  детей  в  сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а  игра -ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Именно  театрализованная    деятельность  позволяет  решать  многие педагогические  задачи,  касающиеся    формирования    выразительности  речи ребенка,  интеллектуального  и  художественно –эстетического    воспитания.

Участвуя  в  театрализованных  играх,  дети  становятся  участниками  разных событий  из  жизни  людей,  животных.  Растений,  что  дает  им возможность глубже    познать  окружающий    мир.  Одновременно театрализованная    игра  прививает  ребенку устойчивый интерес  к родной культуре, литературе, театру.Огромное  и  воспитательное  значение    театральных  игр.  У  детей формируется  уважительное отношение  друг к другу. Они познают радость, связанную  с  преодолением  трудностей  общения,  неуверенности  в  себе. Увлеченность  детей  театрализованной  игрой,  их  внутренний  комфорт, раскованность,  легкое.  Не  авторитарное  общение  взрослого  и  ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» -все это удивляет и привлекает.

Очевидно,  что  театрализованная  деятельность  учит  детей  быть  творческими  личностями,  способными  к  восприятию новизны,  умению импровизировать.  Нашему    обществу  необходим  человек  такого   качества, который  бы  смело  мог  входить  в  современную  ситуацию,  умел  владеть проблемой    творчески,  без  предварительной  подготовки,  имел мужество пробовать и ошибаться пока не будет найдено верное решение.

 

«Что? Где? Когда?»

Перед  игрой    каждый  педагог  получает    «билет» -часть    разрезной картинки о театре, собирая  картинки –пазлы, участники делятся на 4 команды.

Ведущий:

На  Российском  телевидении  есть  одна замечательная  интеллектуальная игра, участники которой  отвечают на вопросы из различных областей знаний. Игра  «Что? Где? Когда?»-это отличный способ проверить  свои знания, открыть для себя что-то новое. Игра, которая  говорит о том, что учиться  никогда  не  поздно  и  самообучению    нет  предела.  Я  предлагаю  вам нашу  игру  «Что?  Где?  Когда?».  Наши  участники –4  команды,  которые собрали картинки о театре. Предлагаю командам занять свои места инадеть на себя театральные маски –шапочки.

Ведущий:  прошу  участников  игры  обговорить    и  придумать    название своей группы, а выбранному вами лидеру  команды, повязать шарфик.

Ведущий:

И  так,  начинаем  игру  «Что?  Где?  Когда?»посвященную театрализованной деятельности в ДОУ. (лидеры подгрупп поочередно  крутят волчок, а участники выполняют задания).

Задания:

1. Дружеский шарж «Я покажу, а вы угадайте»

Каждой команде предлагается  придумать изобразить  с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты).

2.Используя пантомиму, жесты, пластику изобразите пословицы:

= Как сыр в масле катается.

= Под лежачий камень вода не течет.

= Семь раз отмерь, один раз отрежь.

= Мели, Емеля, твоя неделя.

= Моя хата с краю, ничего не знаю.

= В тесноте

да не в обиде.

= С милым рай и в шалаше.

= Яблоко от яблони не далеко падает.

3. Игра –драматизация –один из видов театрализованной деятельности.

Мотив данных игр ориентирован  на процесс игры, а не на ее результат. Игра –драматизация  часто  становится  спектаклем,  в  котором  дети  играют  для  зрителей,  а  не  для  себя.  Руководство  этим  видом  игр    требует  большого мастерства  и педагогического такта.

Игра –драматизация  имеет несколько правил. (укаждого участника листок с «Ромашкой» и участники должны заполнить 6 «лепестков» правилами).

Правило индивидуальности.  Драматизация –это  не  просто  пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети  переживают за своего героя, действуют от  его имени, привнося вперсонаж  свою  личность.  Именно  поэтому  герой,  сыгранный  одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного  другой  ребенком. Да  и  один  и  тот  же  ребенок,  играя  во  второй  раз,  может  быть  совсем другим. Проигрывание психогимнастических  упражнений  на  изображение эмоций,  черт  характера,  обсуждение  и  ответы    на  вопросы    взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по –своему.

Правило всеобщего участия.

В драматизации участвуют все дети. Если не  хватает  ролей  для  изображения  людей,  зверей,  тоактивнымиучастниками  спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые    могут  помогать  героям  сказки,  могут  мешать,  а  могут передавать  и усиливать  настроение главных героев.

Правило свободы выбора.

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. 

Правило помогающих вопросов.

Для облегчения необходимо обсудить,«проговорить»  каждую  роль.  В  этом  вам  помогут  вопросы:  Что  ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это?  Что чувствует твой  персонаж? Какой он? О чем он мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной  связи.

После    проигрывания  проходит  ее обсуждение:  Какие  чувства    ты  испытывал  во  время    спектакля?  Чье поведение,  чьи  поступки  тебе  понравились?  Почему?  Кто  тебе  больше  всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика к драматизациям.

Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации)  помогает  детям    погрузиться  в  сказочный  мир,  лучше почувствовать    свои  героев,  передать  их  характер.  Она  создает  определенное    настроение,  подготавливает    маленьких  артистов  к восприятию  и  передаче  изменений,  происходящих  по  ходу  сюжета. Атрибутика не должна быть  сложной. Дети изготавливают ее сами. При создании  маски  важным  оказывается  не  портретное  сходство  ее  с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

Правило  мудрого  руководителя.

Соблюдение  и  сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации.

Ведущий: Огромны театральные возможности театральной игры: ее тематикам не ограничена и может удовлетворить  любые интересы и желания ребенка. Участвуя  в  ней,  дети  знакомятся  с  окружающим  миром  во  всем  его многообразии –через  образы,  краски,  звуки,  музыку. Театрализованная деятельность –неисчерпаемый источник развития  чувств,  переживаний  и эмоциональных  открытий,  способ  приобщения  к  духовному  богатству.  В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая  свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей  общения, неуверенности в себе.

Немного   остановимся   на   содержании   занятий   по   театральной деятельности (необходимо заполнить кольца пирамиды).

Содержание занятий по  театральной деятельности включает в себя:

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой  интонационной  выразительности;
  • Игры –превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнение на развитие   выразительной   мимики,   элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Коррекционно–развивающие игры;
  • Разыгрывание мини –диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.

Ведущий:

Важным аспектом деятельности воспитателя является  постепенное расширение  игрового  опыта  за  счет  освоения  разновидностей  игры –драматизации.  Реализация    данной  задачи  достигается    последовательным усложнением игровых заданий и игр –драматизаций, в которые  включается ребенок.Ступени      работы  по    расширению  игрового  опыта  через  игры –драматизации следующие:= игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись –потянулись; воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека  (выглянуло  солнышко –дети  обрадовались,  улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);=  игра –имитация  цепочки  последовательных  действий  в  сочетании  с передачей основных эмоций героя (зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево; мишка шел, земляничку нашел, сел, земляничку съел и дальше пошел);=  игра – имитация  образов  хорошо  знакомых  сказочных  персонажей (неуклюжий медведь идет к домику; храбрый петушок шагает  по дорожке,.);=  игра –импровизация  под  музыку  (  «веселый  дождик»,  «листочки (снежинки) летят по ветру и падают на землю»,...);= игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов  и стихов;

=  ролевой  диалог    героев    сказок  (  «Колобок»,  «Репка»,  «Красная

шапочка», и т.д.);

=  инсценирование  е    фрагментов  сказок  о  животных  («Теремок», «Болтливая утка», «Что такое весна» и т.д.);= сюжетно – ролевые игры и решение проблемных ситуаций («У врача», «В  магазине»,  «Разговор  по  телефону»,  «Пригласи  и  угости  своего  друга»  и т.д.);В ходе сюжетно –ролевых игр дети, основываясь на знания, полученные на  занятиях,  сами  придумывают  диалоги  действующих  лиц, самостоятельно ищут  выразительные особенности  для своего  героя, используя  мимику,  позу, жесты. Эти диалоги (мини –пьесы), сочиненные и импровизируемые детьми в процессе творчества, гораздо ближе детскому пониманию.  Такие мини –пьесы более нескладны и менее литературны, чем готовые произведения. (воспитатели заполняют «Ступени»).

Лидеры групп подходите и призы для коллег получите (4 коробки с призами)

  • Ручку держите –планы грамотно пишите!
  • За детишками наблюдайте, в блокнот запись сделать не забывайте!
  • Вот линейка –она в работе тоже вам нужна!
  • Незаменимый помощник ваш –простой и нужный всем карандаш!

 

Автор:  Корчак Д.А.